регулировка зазоров
тепловой зазор
РЕГУЛИРУЕМ ЗАЗОРЫВАЗ-2108…2110
На двигателях этого семейства использована самая, пожалуй, удачная схема
привода клапанов. Вся прелесть в том, что в ней… нечему ломаться (в отличие от
популярных ныне гидрокомпенсаторов). Обслуживание же сводится к нечастой (раз в
30 тыс. км) проверке и регулировке тепловых зазоров. Последняя порой пугает
неискушенного автолюбителя. На самом деле все не так сложно. Помимо штатного
инструмента, нам потребуются пинцет, набор щупов, небольшой шприц, шило,
приспособление для утапливания толкателя и фиксатор. Но сегодня все это можно
приобрести в каждом приличном магазине. Работу выполняем на холодном двигателе.
|
|
Ключом «на 10» отворачиваем два болта,
крепящие кронштейн троса привода дроссельной заслонки, и отводим его в
сторону. |
Ослабив хомуты, снимаем со штуцеров
клапанной крышки... |
|
|
...два шланга вентиляции картера. |
Третий шланг этой системы удобнее
отсоединить от дроссельного патрубка. |
|
|
Ключом «на 10» отворачиваем три
винта, крепящие защитный кожух зубчатого ремня, и снимаем
кожух. |
|
|
Ключом «на 10» отворачиваем две колпачковые
гайки и снимаем клапанную крышку. |
Щупом проверяем зазоры между кулачками
распределительного вала и регулировочными шайбами (0,2±0,05 для впускных
клапанов и 0,35±0,05 для выпускных). |
Порядок проверки подробно описан в руководстве по эксплуатации, но мы
предпочитаем действовать несколько иначе. Поскольку нужный кулачок хорошо виден,
регулировку производим, когда его выступающая часть направлена вверх.
Ориентируемся просто: впускные клапаны расположены напротив труб впускного
коллектора, а выпускные – выпускного. Коленчатый вал проворачиваем ключом за
болт крепления шкива или вывешенным колесом при включенной пятой передаче. Свечи
выворачиваем. Это облегчает работу.
Если зазор отличается от нормы, приступаем к регулировке.
|
|
Шприцем отсасываем масло из масляных ванн
головки цилиндров. Если этого не сделать, то последующие операции придется
выполнять на ощупь. |
Установив приспособление, утапливаем
толкатель, предварительно развернув его прорезью к себе. Ставим фиксатор
так, чтобы выступом он упирался в край толкателя, а верхней частью – в
распредвал (см. рисунок). |
|
Фиксирование толкателей клапанов в
нижнем положении: 1 – регулировочная шайба; 2 –
приспособление. |
|
Отводим приспособление и,
пользуясь шилом и пинцетом, извлекаем регулировочную шайбу.
|
Ее толщина указана на стороне, обращенной к толкателю (такое положение
защищает маркировку от стирания движущимся кулачком). Учтите это при установке
новой! Зная этот размер, фактическую и требуемую величину зазора, нетрудно
подобрать новую шайбу. Если зазор требуется увеличить, то шайба должна стать
тоньше, и наоборот.
Сведя полученные данные в таблицу (см. ниже), можно идти в магазин за
шайбами.
Случается, даже после тщательной регулировки из двигателя периодически
доносится клапанный стук. Наши предположения об источнике: и толкатель, и
отверстие под него сделаны с определенными допусками, то есть не являются
идеально круглыми. Соответственно, и зазор между ними по окружности не одинаков.
Толкатель при работе поворачивается, и, когда наибольший зазор совпадает с
направлением движения кулачка, возникает стук. Подбирать толкатели к отверстиям
– работа неблагодарная, так что лучше все оставить как есть.
Параметры |
№ клапана |
1 вып. |
2 вп. |
3 вп. |
4 вып. |
5 вып. |
6 вп. |
7 вп. |
8 вып. |
Зазор (мм) |
Норма |
0,35 |
0,20 |
0,20 |
0,35 |
0,35 |
0,20 |
0,20 |
0,35 |
Фактич. |
0,40 |
0,1 |
|
|
|
|
|
|
Разность* ± (мм) |
+0,05 |
-0,1 |
|
|
|
|
|
|
Шайба (мм) |
Есть |
3,75 |
3,50 |
|
|
|
|
|
|
Треб. |
– |
3,40 |
|
|
|
|
|
|
*Допускается ±0,05
мм. |
ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ЗР «КРЕСТОВСКИЙ»
Источник: Журнал "За рулем"
регулировка зазоров, тепловой зазор
|